Приказ Департамента сельского хозяйства Брянской области от 31.12.2013 N 862 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" "



ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 31 декабря 2013 г. № 862

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ
КАРТОФЕЛЕВОДСТВА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(2014 - 2016 ГОДЫ)
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа департамента сельского хозяйства
Брянской области от 30.01.2015 № 72)

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 12 марта 2013 г. № 131 "Об утверждении порядка отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, форм отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2014 - 2016 годы).
2. Приказ № 621 от 25.11.2013 отменить.
3. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.

Директор департамента
сельского хозяйства
Брянской области
Б.И.ГРИБАНОВ





ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексное развитие отрасли картофелеводства
в Брянской области" (2014 - 2016 годы)
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа департамента сельского хозяйства
Брянской области от 30.01.2015 № 72)

ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
"Комплексное развитие отрасли картофелеводства
в Брянской области" (2014 - 2016 годы)

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2014 - 2016 годы).

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".

Государственный заказчик

Администрация Брянской области.

Заказчик программы

Департамент сельского хозяйства Брянской области.

Основные разработчики программы

Департамент сельского хозяйства Брянской области.

Цель программы

Увеличение производства картофеля и продуктов его переработки для обеспечения населения области продовольственным картофелем и картофелепродуктами, предприятий перерабатывающей промышленности - сырьем, а также повышение конкурентоспособности отрасли картофелеводства.

Задачи программы

Увеличение валового производства товарного картофеля, продуктов его переработки и создание картофельного кластера;
техническая и технологическая модернизация производства, хранения и переработки картофеля;
повышение эффективности отрасли картофелеводства.

Основные мероприятия программы

Возмещение части затрат на приобретенную специализированную технику для возделывания и уборки картофеля;
возмещение части затрат на приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля;
возмещение части затрат по строительству картофелехранилищ;
возмещение части затрат по созданию региональных центров по первичному семеноводству картофеля;
возмещение части затрат по строительству, реконструкции и модернизации предприятий по глубокой переработке картофеля;
возмещение части затрат на приобретенное технологическое оборудование для глубокой переработки картофеля;
возмещение части затрат, понесенных на повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.

Сроки и этапы реализации программы

2014 - 2016 годы.

Исполнители программы

Департамент сельского хозяйства Брянской области.

Объемы и источники финансирования

(в ред. Приказа департамента сельского хозяйства
Брянской области от 30.01.2015 № 72)

Объем финансирования на реализацию на период 2014 - 2016 годов составляет в ценах соответствующих лет 2065060,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 400000,0 тыс. рублей;
2015 год - 840050,0 тыс. рублей;
2016 год - 825010,0 тыс. рублей;
в том числе за счет денежных средств областного бюджета - 60,0 тыс. рублей, из них по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 30050,0 тыс. рублей;
2016 год - 50,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 2034960,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 400000,0 тыс. рублей;
2015 год - 810000,0 тыс. рублей;
2016 год - 824960,0 тыс. рублей.

Целевые показатели программы

Увеличение валового сбора картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями с 461 тысячи тонн в 2013 году до 620 тысяч тонн в 2016 году;
увеличение производства продуктов переработки картофеля с 13,0 тысячи тонн до 27,5 тысячи тонн в 2016 году;
увеличение выручки от реализации картофеля и продуктов его переработки с 4167,0 млн. рублей в 2013 году до 5105,1 млн. рублей в 2016 году;
увеличение количества работников, занятых в отрасли (создание новых рабочих мест) сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями переработки, с 2550 человек в 2013 году до 3272 человек.

Система организации контроля за исполнением программы

Комплексное управление программой и функции главного распорядителя денежных средств областного бюджета осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области;
контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 01.06.2011 № 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области".

1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена программа

Ведомственная целевая программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2014 - 2016 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли картофелеводства в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения столовым картофелем и картофелепродуктами, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Российской Федерации, на реализацию которых направлена деятельность департамента сельского хозяйства Брянской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития отрасли картофелеводства

Всемерное наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет внутреннего рынка является важнейшей задачей отечественного сельского хозяйства и является одной из существенной составляющей продовольственной безопасности РФ.
Важную роль в развитии АПК играет картофелепродуктовый подкомплекс. Занимая одно из лидирующих положений в мире по производству картофеля, Россия вместе с тем остается на одном из последних мест по урожайности.
Ускоренное развитие отрасли картофелеводства опережающими темпами не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит удовлетворить потребности населения в научно обоснованных количествах картофеля, обеспечить сооружение новых производственных мощностей по выпуску продуктов питания на основе картофеля, насытить существующие предприятия переработки картофелем отечественного производства.
Картофель традиционно относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. На юго-западе РФ, и в Брянской области особенно, картофель имеет лидирующее положение по валовым сборам. Благоприятные почвенно-климатические условия региона позволяют получать высокие и стабильные по годам урожаи этой культуры. Это подтверждается величиной коэффициента традиционности, которая для Брянской области составляет 2,72.
Рациональность выбора приоритетного развития отрасли картофелеводства обусловлена тем, что до последнего времени основным источником производства столового картофеля для населения являлись личные подсобные хозяйства самого населения. Наметившиеся тенденции к снижению количества трудоспособного населения, желающего заниматься трудом на земле, дают негативный прогноз в отношении производства продуктов питания, в том числе и картофеля. Особенно остро данная проблема стоит для городского населения.
Удовлетворение платежеспособного спроса на картофель в полном объеме невозможно без ускоренного развития отрасли картофелеводства. Это ярко продемонстрировали неблагоприятные погодные условия летнего периода 2010, 2012 и 2013 годов, когда из-за продолжительной засухи, ливневых дождей и града значительные площади картофеля погибли, что привело к увеличению розничных цен на этот необходимый в рационе питания продукт.

1.2. Характеристика проблемы

Брянский картофель в продовольственном балансе страны ранее занимал значительное место. До 1991 года посевные площади картофеля в общественном секторе составляли 98 - 100 тыс. га, а объемы производства - 1,3 млн. тонн. По ряду объективных и субъективных причин, а также вследствие аварии на Чернобыльской АЭС производство картофеля в регионе снизилось и к 2005 году площадь возделывания составляла в общественном секторе 5,6 тыс. гектаров, а валовое производство - 91,1 тыс. тонн.

Таблица 1

Анализ состояния отрасли картофелеводства
в Брянской области

Наименование показателей
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2013 г.
Сельхозтоваропроизводители
Посевные площади, тыс. га
6,1
7,2
9,4
13,8
24,0
Валовой сбор, тыс. тонн
108,8
163,4
236,7
351,6
461,0
Урожайность, ц/га
178,4
227,6
253,6
261,9

Доля товарного производства, %
19,7
25,7,
33,7
42,0
46,3

Основными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала отрасли картофелеводства является нехватка качественного семенного материала картофеля, слабая техническая вооруженность сельхозтоваропроизводителей, недостаточная мощность специализированных хранилищ, нехватка предприятий по переработке картофеля.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1) недостаточное развитие первичного семеноводства картофеля в регионе.
В Брянской области имеется три элитно-семеноводческих хозяйства по картофелю (ФГУП "Первомайское", ФГУП "Судость" и ТнВ "Красный Октябрь"). Этого недостаточно для устойчивых поставок элитного семенного картофеля сельхозтоваропроизводителям. Научно-обоснованная потребность в элите для сортосмены и сортообновления составляет 16 - 20%. Для обеспечения расширяющихся посадок картофеля в 2011 году потребуется 10 -12,5 тысячи тонн элиты, а к 2016 году потребность составит 15 - 18 тыс. тонн. Фактически в регионе производится немногим более 4 тыс. тонн. Создавшееся положение обуславливает необходимость приобретения элитного посадочного материала за пределами региона, что приводит как к значительному удорожанию посадочного материала, так и увеличению транспортных расходов.
Государственная поддержка создания региональных центров по первичному семеноводству картофеля через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели позволит создать современную вертикаль производства элитного семенного картофеля от оздоровленных микрорастений и мини-клубней до реализации элиты сельхозтоваропроизводителям.
Помимо недостаточных количеств посадочного материала для обеспечения им сельхозтоваропроизводителей, значительную роль играет и высокая изношенность и технологическая отсталость основных фондов элитно-семеноводческих хозяйств. Для обеспечения соответствующего качества элиты, удовлетворяющей требованиям посевного стандарта, необходима модернизация сортировального хозяйства, тепличного хозяйства и лабораторного оборудования.
Нерешенность данных проблем приводит к неоправданному увеличению себестоимости товарного картофеля, невозможности конкуренции российского посадочного материала с импортными вследствие более низкого качества.
Меры государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат на приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля позволит стабильно получать семенной картофель высокого качества, удовлетворяющий жестким посевным стандартам, реализовывать картофель в упаковке, которая сохраняет его посевные и товарные качества в течение длительного времени;
2) слабая техническая вооруженность картофелесеющих хозяйств.
Для посадки, ухода за посевами и уборки картофеля необходима специализированная техника. Большинство картофелесеющих хозяйств региона используют в работе морально устаревшую технику 10 - 15-летней давности, особенно это касается картофелесажалок и картофелеуборочных комбайнов.
Использование подобной техники в работе обуславливает применение устаревших технологий, которые не позволяют получать высокие урожаи картофеля с соответствующим качеством клубней. Кроме того, высокая изношенность подобной техники приводит к частым ее поломкам, срывам сроков посадки, ухода и уборки. Подобные нарушения технологической дисциплины приводят к значительным недоборам урожая картофеля, ухудшению его качества.
Немалую роль в слабом приобретении современной высокопроизводительной техники играет и ее высокая цена. Цена комплекта для выращивания и уборки картофеля на площади 150 гектаров составляет более 20 млн. рублей. Большинство хозяйств не в состоянии предоставить залоговую базу для получения кредитных средств на ее приобретение.
Оказание мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям через систему субсидий на возмещение части затрат на приобретенную специализированную технику позволит хозяйствам охотнее приобретать современную высокопроизводительную технику для возделывания картофеля;
3) недостаточные мощности картофелехранилищ.
Хранение картофеля в неприспособленных для этих целей помещениях приводит к значительной (до 30 - 40%) гибели выращенного урожая, ухудшению его потребительских качеств и товарного вида. Отсутствие необходимых мощностей по хранению картофеля обуславливает ухудшение экономики сельскохозяйственных предприятий, не позволяет им выходить на рынок крупных потребителей картофеля (сетевых рынков и перерабатывающих компаний). В области потребность в картофелехранилищах составляет в настоящее время около 400 тыс. тонн, имеется 200 тыс. тонн. С последующим расширением посевных площадей под картофелем разрыв между потребностью и наличием хранилищ будет только возрастать.
Необходима также модернизация используемых в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах картофелехранилищ траншейного типа с изменением типа кровли, утеплением несущих стен, установкой систем поддержания микроклимата.
Использование мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат по строительству картофелехранилищ позволит решить проблему сохранности товарного картофеля до следующего урожая и косвенно позволит выйти на рынок круглогодичных поставок картофеля в упаковке;
4) слабая мощность существующих предприятий по переработке картофеля.
Увеличение объемов производства картофеля будет сопровождаться поисками рынков сбыта выращенной продукции. Одним из наиболее емких направлений сбыта должна стать глубокая переработка картофеля. На территории региона действует только одно крупное производство по выпуску картофелепродуктов - картофельного пюре мощностью 70 тыс. тонн переработки картофеля в год. Этого явно недостаточно.
Необходимо в ближайшие несколько лет создать ряд перерабатывающих картофель производств, которые будут выпускать не только картофельное пюре, но и картофель фри, картофельный крахмал. Это позволит произвести импортозамещение существующих на внутреннем рынке продуктов из картофеля и на его основе.
Оказание мер государственной поддержки инвесторам, которые создают новые и модернизируют существующие (Погарская картофельная фабрика, Климовский крахмальный завод, Почепский крахмальный завод) производства по глубокой переработке картофеля, позволят стимулировать интерес к этому перспективному направлению, которое в настоящее время занято иностранными компаниями. Косвенно это увеличит емкость внутреннего рынка по реализации товарного картофеля, увеличит эффективность и экономику его выращивания путем снижения расходов на его транспортировку;
5) неудовлетворительная организация повышения квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.
Ведение современного сельскохозяйственного производства невозможно без высококвалифицированных кадров. Без них невозможно соблюдение технологического регламента, использование современной энергоэффективной техники, принятие своевременных управленческих решений.
Несмотря на существующий в регионе и в Российской Федерации потенциал по подготовке руководителей, специалистов и рабочих для работы в отрасли картофелеводства, он используется достаточно слабо. Это обусловлено не только существующим менталитетом руководителей хозяйств, но и существенными денежными затратами, необходимыми для подготовки кадров.
Оказание мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели позволит сельхозтоваропроизводителям и переработчикам шире использовать новый менеджмент, новые технологии, новую технику на производстве.
Объективная необходимость участия государства в комплексном развитии отрасли картофелеводства обусловлена следующими причинами:
необходимостью кредитования создания новых перерабатывающих предприятий, мощностей по хранению картофеля и обновления существующего устаревшего, в ряде случаев морально устаревшего машинно-тракторного парка, сельскохозяйственных машин и прицепного оборудования;
биологическими особенностями культуры, требующей значительных финансовых вложений для своего выращивания;
необходимость создания региональных центров первичного семеноводства по картофелю.
Острота описанных выше проблем усугубляется нехваткой квалифицированных кадров, способных активно применять новые энергоэффективные технологии выращивания картофеля, получения клубней с заданными свойствами.
На решение указанных проблем и направлена ведомственная целевая программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2013 - 2016 годы).

2. Основная цель и задачи

Целью программы является увеличение производства картофеля и продуктов его переработки для обеспечения населения области продовольственным картофелем и картофелепродуктами, предприятий перерабатывающей промышленности - сырьем, а также повышение конкурентоспособности отрасли картофелеводства.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в регионе картофелепродуктового кластера. Для решения поставленной цели предусмотрено внедрение комплекса организационно-технологических мер и семеноводческих мероприятий, а именно:
1. Увеличение валового сбора картофеля за счет увеличения площади посадок товарного картофеля и повышения урожайности, в т.ч. за счет обеспечения посадок картофеля высококачественным посадочным материалом.
2. Укрепление материально-технической базы картофелесеющих и перерабатывающих предприятий за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием.
3. Строительство картофелехранилищ с установкой оборудования микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовкой картофеля.
4. Увеличение мощностей по глубокой переработке картофеля.
5. Повышение конкурентоспособности отрасли картофелеводства за счет улучшения эффективности ее работы.

3. Целевые индикаторы

Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности,
Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи увеличения производства картофеля и продуктов его переработки для обеспечения населения области продовольственным картофелем и картофелепродуктами, предприятий перерабатывающей промышленности - сырьем, а также повышения конкурентоспособности отрасли картофелеводства следующие:
1. Увеличение валового сбора картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями (в тысячах тонн). Планируется увеличить валовое производство картофеля с 461 тысячи тонн (2013 год) до 620 тысяч тонн (план 2016 года).
2. Увеличение производства продуктов переработки картофеля (в тысячах тонн). Планируется увеличить производство продуктов переработки картофеля с 13 тысяч тонн (2013 год) до 27,5 тысячи тонн (план 2016 года).
3. Увеличение выручки от реализации картофеля и продуктов его переработки (в млн. рублей). Планируется прирост выручки от реализации картофеля и продуктов его переработки с 4167,0 млн. рублей (2013 год) до 5105,1 млн. рублей (план 2016 года).
4. Увеличение количества работников, занятых в отрасли (создание новых рабочих мест) (человек). Планируется, что за период действия программы количество работающих в отрасли картофелеводства возрастет с 2550 до 3272 человек.
Для контроля за эффективностью реализации программных мероприятий предусматривается ежегодное сравнение фактических и плановых значений перечисленных выше целевых индикаторов. Соответствие фактических площадей посадок картофеля и валовых сборов культуры с плановыми показателями фиксируется на основе форм государственной статистической отчетности 29-с/х и 1-фермер. Для анализа индикатора выручка от реализации сельскохозяйственной продукции - картофеля и картофелепродуктов - данные формы 9-АПК годового бухгалтерского отчета.
Для оценки эффективности вложенных средств областного бюджета планируется проведение анализа динамики изменения целевых индикаторов на период до 2016 года.
Основные целевые индикаторы программы и их значения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные целевые индикаторы программы

Наименование показателей
2013 г. (факт)
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2016 г. к 2013 г.
+/-
%
Валовое производство товарного картофеля, тыс. тонн
461,0
514,0
577,0
620,0
159,0
134,5
Производство продуктов переработки картофеля, тысяч тонн
13,0
17,8
22,6
27,5
14,5
211,5
Выручка от реализации картофеля и продуктов его переработки, млн. рублей
4167,0
4479,7
4792,4
5105,1
938,1
122,5
Количество работающих в отрасли, человек
2550
2790
3030
3272
722
128,3

4. Перечень и описание программных мероприятий

Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
1. Возмещение части затрат по созданию региональных центров по первичному семеноводству картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию региональных центров первичного семеноводства по картофелю. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
2. Возмещение части затрат, понесенных на повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.
Механизм:
Предоставление субсидий за понесенные затраты на повышение квалификации. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
3. Возмещение части затрат на приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля. Фактически размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
4. Возмещение части затрат на приобретенную специализированную технику для возделывания и уборки картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за приобретенную специализированную технику для возделывания и уборки картофеля. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
5. Возмещение части затрат по строительству картофелехранилищ.
Механизм:
Предоставление субсидий за понесенные затраты по строительству картофелехранилищ. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
6. Возмещение части затрат по строительству, реконструкции и модернизации предприятий по глубокой переработке картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за понесенные затраты на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке картофеля. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
7. Возмещение части затрат на приобретенное технологическое оборудование для глубокой переработки картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за приобретенное технологическое оборудование для глубокой переработки картофеля. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.

5. Социально-экономическая и экологическая
эффективность программы

Социальная значимость ведомственной целевой программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2014 - 2016 годы) заключается прежде всего в улучшении жизни сельского населения области путем создания новых рабочих мест и повышения уровня оплаты труда существующих. Достижение данного результата предполагается через улучшение финансово-экономического состояния хозяйств, интенсификацию трудовой деятельности. Возврат части затраченных денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителям за счет мер государственной поддержки позволит последним приобретать современную сельскохозяйственную технику, качественный посадочный материал, сортировальные комплексы, строить новые картофелехранилища и предприятия по переработке картофеля, осуществить переход на современные технологии возделывания картофеля. В результате проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах значительно увеличатся площади, занятые под картофелем, повысятся валовые сборы, стабилизируется на оптимально высоком уровне урожайность. Получение дополнительных объемов сельскохозяйственной продукции с ее последующей реализацией в торговые сети и на предприятия переработки позволит сельхозтоваропроизводителям получить соответствующие денежные средства, которые будут идти не только на укрепление материально-технической базы хозяйств, но и на улучшение условий жизни их работников (строительство жилья, повышение уровня оплаты труда).
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать условия для ускоренного развития отрасли картофелеводства в период реализации программы путем расширения площадей, занятых посадками картофеля, в регионе, создания условий для стабильно высокого уровня урожайности, технического переоснащения отрасли, создания необходимых мощностей для хранения и переработки картофеля, повышения уровня квалификации работников и в конечном счете повышения эффективности работы и конкурентоспособности отрасли.
Реализация взаимосвязанного комплекса программных мероприятий окажет положительное влияние стратегической цели департамента сельского хозяйства Брянской области и мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Потребность в финансовых ресурсах областного бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
Создание регионального картофельного кластера, который будет обеспечивать потребности населения Брянской и близлежащих областей в столовом картофеле, но и значительные мощности по глубокой переработке картофеля - это основа эффективной работы отрасли картофелеводства в современных условиях.
Расчет социально-экономической эффективности программы представлен в таблице 3.
Реализация запланированных мероприятий программы позволит ускорить выход отрасли из состояния многолетнего спада, который наблюдался до 2005 года, обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественного картофеля при рентабельности 23,3 в 2016 году против 20,2 процента в 2013 году. До 2010 года отрасль была убыточной. Реализация программных мероприятий также способствовала увеличению выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей (таблицы 3 - 4).

Таблица 3

Расчет социально-экономической эффективности
реализации программы

Показатели
2013 г. (факт)
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2016 г. к 2013 г., %
Валовое производство картофеля, тыс. тонн
461,0
514,0
577,0
620,0
134,5
Производство картофелепродуктов, тыс. тонн
13,0
17,8
22,6
27,5
211,5
Товарность посадок картофеля, %
41,8
43,1
48,0
51,9
141,6
Объем выручки от реализации картофеля, млн. руб.
4167,0
4479,7
4792,4
5105,1
122,5
Чистая прибыль отрасли, млн. рублей
361,4
411,3
465,7
517,9
143,3
Количество работающих в отрасли, человек
2550
2790
3030
3272
128,3
Налоговые поступления во все уровни бюджетов, млн. рублей
98,4
113,1
141,6
184,3
187,3
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
12111,6
14364,8
16507,9
17963,3
148,3

Кроме производства высококачественного товарного картофеля, наполнения внутреннего рынка потребления столового картофеля, обеспечения перерабатывающих предприятий сырьем, реализация программных мероприятий позволит создать 722 новых рабочих места в сельских территориях.

Таблица 4

Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по программе

Показатели
2013 г. (факт)
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Всего за 3 года
Выручка от реализации картофеля, млн. рублей
4167,0
4479,7
4792,4
5105,1
14377,2
Ежегодный прирост выручки от реализации картофеля, млн. рублей
268,9
312,7
312,7
312,7
938,1

Развитие отрасли картофелеводства в 2010 - 2013 годах в Брянской области способствовало не только расширению площадей, занятых под картофелем, приобретению современной высокопроизводительной техники и оборудования, увеличению объемов картофелехранилищ с системами поддержания микроклимата в них, но и развитию инфраструктуры региона в целом. В частности, в связи с расширением сети сбыта выращенного картофеля улучшилась ситуация со строительством и реконструкцией существующей дорожной сети региона - 25,6 км; возросшее потребление электроэнергии обусловило ввод в строй 24 новых трансформаторных подстанций.
Развитие отрасли картофелеводства в 2010 - 2013 годах в Брянской области способствовало развитию взаимодействия между частными формами хозяйствования разных уровней. Развитие данной отрасли невозможно без наличия значительного количества сельскохозяйственных угодий для организации севооборота, что способствует соблюдению действующего законодательства в сфере оборота земель, приобретения значительных количеств минеральных удобрений, средств защиты растений картофеля, сельскохозяйственной техники и оборудования, тракторов, сооружения объектов капитального строительства по хранению и глубокой переработке картофеля. Все это способствует экономически выгодному взаимодействию в форме сотрудничества предприятий, реализующих направление развития отрасли картофелеводства в Брянской области, с предприятиями и организациями, способными удовлетворить вышеперечисленные потребности. Развитие взаимодействия разных хозяйствующих субъектов в рамках ведомственной целевой программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2014 - 2016 годы) позволит развивать частное и частно-государственное партнерство в области развития отрасли картофелеводства.
С учетом создания объектов в рамках мероприятий программы и инфраструктуры к ним в регионе сформируются условия для развития малых и средних форм ведения сельскохозяйственного производства за счет их привлечения к развитию отрасли картофелеводства.
Развитие отрасли картофелеводства в 2010 - 2013 годах в Брянской области позволило создать новые рабочие места в сельской местности с уровнем заработной платы выше среднего в целом по агропромышленному комплексу Брянской области. Это способствовало развитию современной инфраструктуры, повышению качества жизни в сельской местности (таблица 5).
Создание новых рабочих мест для жителей региона подтверждает социальную значимость развития отрасли картофелеводства в регионе, поскольку способствует сокращению безработицы в Брянской области на 2,7% (за 6 месяцев 2012 года в службу занятости населения Брянской области обратилось 59,6 тысячи человек). При этом создание одного нового рабочего места в отрасли картофелеводства способствует созданию до 5 рабочих мест в смежных отраслях - производства минеральных удобрений и средств защиты растений, транспортировки, упаковки, логистики, науки и т.д. То есть в итоге реализация проекта будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству предприятий Брянской области, что приведет к положительному экономическому и социальному эффекту в регионе.
Данная программа разработана в соответствии со схемой территориального планирования Брянской области, с которой можно ознакомиться на http://old.bryanskobl.ru/region/terraplan/mapview.php.
Экологическая эффективность реализации программы подразумевает под собой снижение нагрузки на окружающую среду путем внедрения малозатратных технологий возделывания, применения энергоэффективной сельскохозяйственной техники, применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений в оптимальные сроки, непосредственно в корнеобитаемый слой и на очаги поражения. Переход к минимальной обработке почвы, применение органических удобрений, запахивание пожнивно-корневых остатков, использование научно обоснованных севооборотов стабилизирует уровень почвенного плодородия на оптимальном уровне. Также улучшится фитопатологическая ситуация путем преобладания сапрофитной и аэробной групп бактерий над анаэробными.

6. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых департаменту сельского хозяйства Брянской области в областном бюджете на указанные цели (таблица 6).

7. Описание системы управления реализацией программы

Комплексное управление программой осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение цели, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является департамент сельского хозяйства Брянской области;
координацию деятельности подразделений департамента сельского хозяйства Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел растениеводства;
реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом осуществляют отдел растениеводства и заинтересованные службы.
Департамент сельского хозяйства Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета и осуществляет финансирование в порядке, установленном для исполнения областного бюджета;
мониторинг реализации программы осуществляют отдел растениеводства и отдел свода, анализа и прогнозирования.

Таблица 5

Развитие современной социальной,
инженерной инфраструктуры в сельской местности
Брянской области в 2011 - 2012 гг. (факт)
и на период до 2016 г. (прогноз)

N
п/п
Наименование районов
2011 год
2012 год
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Введено жилья всего, кв. м
Введено газовых распределительных сетей, км
Введено локальных водопроводов, км
Введено жилья всего, кв. м
Введено газовых распре делительных сетей, км
Введено локальных водопроводов, км
Введено жилья всего, кв. м (план)
Введено газовых распределительных сетей, км
Введено локальных водопроводов, км (план)
Введено жилья всего, кв. м (план)
Введено газовых распред. сетей, км (план)
Введено локальных водопроводов, км (план)
Введено жилья всего, кв. м (план)
Введено газовых распредел. сетей, км (план)
Введено локальных водопроводов, км (план)
Введено жилья всего, кв. м (план)
Введено газовых распределительных сетей, км (план)
Введено локальных водопроводов, км (план)
1
Брасовский
369,94

4,35
188,8

4,59
370
3
5
370
3
5
370
3
5
370
3
5
2
Брянский
2961,68
0,91
0,102
4286,12


2962
2

2962
2

2962
2
2
2962
2
2
3
Выгоничский
-
3,92
5,277
192,9


200
2

200
2

200
2
2
200
2
3
4
Гордеевский
-





180


180
3

180


180

3
5
Дубровский
78,4
6,298

197,9


78
3

78
3

78
3

78
3
3
6
Дятьковский
821,4

4,65
650,4

2,594
821

3
821

3
821

3
821

3
7
Жирятинский
922,1


594,49
3,836

922
3,8

922
3,8

922
3,8

922
3,8

8
Жуковский
334,62
3,811



1,9
335

2
335
2
2
335
3
2
335

2
9
Злынковский
-





50

3
55
2
3
56
3
3
57

3
10
Карачевский
263,2


105,9


264

2
264
3
2
264
4
2
264

2
11
Клетнянский
189,05
3,294

105,6
12,986

189
13

189
13

189
13

189
13

12
Климовский
138,1
3,294

106,7


138


138


138
3

138
4

13
Клинцовский
115,5


97,7


115


115


115
2
2
115
4

14
Комаричский
85,6
1,939
2,481
89,6
2 25
3,622
85
2
4
85
2
4
85
2
4
85
2
4
15
Красногорский
-





50


52


53
3
2
54

1
16
Мглинский
126,0
4,913
6,254
123,4
14,404

126
15

126
15

126
15
2
126
15
2
17
Навлинский
110,95
3,83
1,897
73,8
4,118

111
5

111
5

111
5
2
111
5
1
18
Новозыбковский
232,4


62,0


232


232


232

3
232
5
1
19
Погарский
62,5

1,635
171,5

0,243
62

1
62

1
62

1
62
2
1
20
Почепский
61,1


145,9

6,944
62

7
63

7
64

7
65
3
7
21
Рогнединский
62,8


91,4
11,965

62
12

62
12

62
12

62
12
2
22
Севский
-
3,637



4,428
50

4
60

4
60

4
60
4
4
23
Стародубский
728,24
3,669
5,24
293,3
4,171

728
4

728
4

728
4

728
4

24
Суземский
48,73


45,4

4,837
48

5
48

5
48

5
48

5
25
Суражский
38,0
18,139
1,904

4,274

38
4,3

38
4,3

38
4,3

38
4,3

26
Трубчевский
103,72


358,7

0,272
103

1
103

1
103

1
103

1
27
Унечский
299,9


39,7
4,987
2,733
300
5,0
3
300
5,0
3
300
5,0
3
300
5,0
3

ИТОГО:
8153,93
57,63
33,79
8021,2
62,993
32,163
8681
74,1
40
8699
87,1
40,0
8702
92,1
55,0
8705
96,1
59,0

Таблица 6

Основные мероприятия по реализации
ведомственной целевой программы
"Комплексное развитие отрасли картофелеводства
в Брянской области" (2014 - 2016 годы)

(в ред. Приказа департамента сельского хозяйства
Брянской области от 30.01.2015 № 72)

Наименование мероприятия
Срок реализации
Объемы финансирования всего, в том числе по годам, тыс. рублей
Источники финансирования
Ответственные исполнители
Всего
2014
2015
2016
1
2
3
4
5
6
7
8
Возмещение части затрат на приобретенную специализированную технику для возделывания и уборки картофеля
2014 - 2016
180000,0
40000,00
60000,00
80000,00
Всего
Департамент сельского хозяйства Брянской области
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
180000,0
40000,00
60000,00
80000,00
Внебюджетные источники
Возмещение части затрат на приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля
2014 - 2016
200000,0
35000,0
75000,0
90000,0
Всего
Департамент сельского хозяйства Брянской области
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
200000,0
35000,0
75000,0
90000,0
Внебюджетные источники
Возмещение части затрат по строительству картофелехранилищ
2014 - 2016
350060,0
120000,0
140050,0
90010,0
Всего
Департамент сельского хозяйства Брянской области
30100,0
0,0
30050,0
50,0
Областной бюджет
319960,0
120000,0
110000,0
89960,0
Внебюджетные источники
Возмещение затрат по строительству, реконструкции и модернизации предприятий по глубокой переработке картофеля
2014 - 2016
840000,0
400000,0
400000,0
400000,0
Всего
Департамент сельского хозяйства Брянской области
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
840000,0
400000,0
400000,0
400000,0
Внебюджетные источники
Возмещение части затрат на приобретенное оборудование для глубокой переработки картофеля
2014 - 2016
495000,0
165000,0
165000,0
165000,0
Всего
Департамент сельского хозяйства Брянской области
0,0
0,0
0,0
0,0
Областной бюджет
495000,0
165000,0
165000,0
165000,0
Внебюджетные источники
Всего
2014 - 2016
2065060,0
400000,0
840050,0
825010,0
Всего

30100,0
0,0
30050,0
50,0
Областной бюджет
2034960,0
400000,0
810000,0
824960,0
Внебюджетные источники

Ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел растениеводства, отдел свода анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования.

8. Оценка рисков программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, средства защиты растений, минеральные удобрения), а также аномальные погодные условия, которые могут привести к гибели посевов картофеля и существенному удорожанию посадочного материала;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
технологические и производственные риски (своевременное приобретение необходимых минеральных удобрений, средств защиты растений, энергоносителей и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и точного соблюдения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, минеральные удобрения, средства защиты растений, посадочный материал и другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов картофеля из-за невыхода на прогнозируемые показатели посевных площадей и урожайности.
В качестве критерия невыхода на плановые показатели Министерством сельского хозяйства Российской Федерации установлен уровень предыдущего года по производству картофеля и выполнение только на 90 процентов (минус 10 процентов от плана) плана по площади посадок картофеля, который принят в качестве базового уровня (таблица 7).

Таблица 7

Расчеты возможных рисков

Виды рисков
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
От невыхода на плановые площади посадок картофеля (тыс. тонн на планируемую посевную площадь)
67,5
84,0
105,0
120,0
От невыхода на плановую урожайность картофеля (тыс. тонн на планируемую посевную площадь)
67,5
84,0
105,0
120,0
Общая оценка рисков, тыс. тонн
135,0
168,0
203,0
240,0
Общая оценка рисков, млн. рублей
1350,0
1680,0
2030,0
2400,0


------------------------------------------------------------------